Архипастырь Сибири

Содержание

Часть II

ГОСПОДЬ ПРИЗЫВАЕТ К СЕБЕ

Глава I

ПРЕД ЛИЦОМ ВЕЧНОСТИ


НАД ГРОБОМ ОТЦА ИОАННА

 

  Это случилось за полгода до трагического события, неожиданно разразившегося в семье Соколовых. Господь послал Владыке Сергию случай обдумать и нравственно пережить явление смерти, чтобы воплотить в слова те чувства, которые христианин должен проявлять по отношению к Богу даже в дни горьких переживаний.

5 сентября 1999 года почил о Господе иерей Иоанн Быков, двадцати восьми лет.

Можно с уверенностью сказать, что жизнь отца Иоанна особо отмечена Покровом Божией Матери, даже сороковой день его кончины приходится на этот праздник.

Последние шесть лет своей недолгой жизни священник Иоанн служил настоятелем Покровской церкви села Линево. Духовная настроенность, скромность, приветливость и братолюбие батюшки снискали ему любовь и уважение священнослужителей епархии и прихожан тех храмов, где ему довелось потрудиться.

Трагический случай приковал иерея Иоанна к постели - случилась автокатастрофа. Но Матерь Божия не оставила Своего верного раба. За недолгое время, пока отец Иоанн был в сознании, он сподобился принятия Святых Христовых Тайн. Когда силы уже оставляли батюшку, над ним было совершено таинство Соборования. И дальше - три недели напряженных молитв и ожиданий, когда врачи делали все возможное для спасения жизни отца Иоанна. Однако человек бессилен перед волей Божией...

3 сентября в отделение реанимации была доставлена чтимая Иверская икона Божией Матери из поселка Мочище. 5 сентября, над лежащим в глубокой коме священником, было прочитано последование на исход души, отслужен акафист перед иконой и, вместе с последним "Аллилуйя", душа отца Иоанна тихо отошла ко Господу.

Вот что рассказывал о кончине отца Иоанна Владыка Сергий:

"Своею смертью отец Иоанн привел многих к вере.

Трудно нам было понять, почему Господь так долго не призывал к Себе отца Иоанна, когда он три недели лежал в глубокой коме. Это такое состояние, когда человек не пьет, не ест, ничего не слышит, не видит и не чувствует уже никакой боли. Кажется - совсем мертвец, но медицинский аппарат на его сердце показывает, что человек жив: стрелка едва двигается взад и вперед. Таким в течение трех недель было положение отца Иоанна. Сестры реанимации дежурили постоянно, заходили врачи, но к жизни вернуть батюшку было уже невозможно: ведь после автомобильной аварии все внутренности у него были разбиты.

Три недели лежал батюшка без признаков жизни, если не считать подрагивания стрелок аппарата на сердце.

Но вот что всех удивляло и заставило даже врачей-атеистов переменить свое мировоззрение. Ведь они не верили в существование души, а тут поверили и вот почему.

Все наблюдали, что когда батюшку посещала жена, мать или священники, которые начинали тут же про себя молиться за отца Иоанна, то стрелка на аппарате начинала интенсивно двигаться. Ведь родные не говорили громко, не обращались к больному, а лишь молились про себя. Так же и духовенство. А душа отца Иоанна, видно, чувствовала молитву и радовалась - стрелки усиленно двигались. Тихо, бесшумно удалялись молитвенники, и стрелки опять еле ползали. Заходили врачи - стрелки не реагировали; они не реагировали ни на что - лишь только на сердечную молитву.

Наконец, я настоял, чтоб духовенства собралось много. Начали читать отходную. Стрелки забегали. "Но ведь он не слышит", - удивлялись все. Кончилась молитва - отпустили душу. Стрелки стали"

[Новосибирский Епархиальный Вестник. 1999. № 4.].

7 сентября в Вознесенском кафедральном соборе города Новосибирска Преосвященнейший епископ Новосибирский и Бердский Сергий в сослужении более двадцати священников совершил отпевание иерея Иоанна Быкова.

О слове, сказанном Владыкой над гробом почившего, можно сказать, что оно излилось из сердца покорного, преданного Всевышнему и славившего своего Спасителя даже в минуты душевных страданий.

"Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, дорогие отцы, братья и сестры, Господь собрал нас у гроба почившего собрата нашего иерея Иоанна. И прежде чем мы вознесем погребальные молитвы и песнопения, мы должны ясно осознать случившееся. Все происшедшее с отцом Иоанном, с его близкими, потерявшими сына, мужа и отца, с его осиротевшим приходом Покрова Пресвятой Богородицы в Линеве, с нами, его сослужителями, слезно переживающими о собрате, его трагическая кончина, все происшедшее - далеко не случайно и находит себе оправдание и объяснение во всеблагом Промысле Божием. Мы не имеем права судить кого-либо кроме самих себя и обязаны сейчас так настроить свою душу, чтобы хорошо усвоить урок, преподанный нам сегодня Богом.

Всякая жизнь заканчивается смертью, и в этом нет ничего чрезвычайного. И нам естественно как радоваться рождению нового человека в мир, так и скорбеть об усопшем. Но за своими чувствами мы порой забываем, что эти два таинственных момента бытия - рождение и смерть - от нас совершенно не зависят. Но мы - христиане, и поэтому самое главное, что мы не должны забывать ни при каких обстоятельствах, - это то, что жизнь - великий дар Божий, и всякий человек, получивший этот дар, вечен. Значит, то, что мы называем смертью, является лишь переходом из одного состояния жизни в другое, более совершенное, но и более таинственное. В этом наша христианская вера, а потому иерей Иоанн душой своей жив и пребывает с нами. И мы не имеем права сейчас безутешно скорбеть, потому что наша разлука временна, а жизнь вечна.

Как бы нам сегодня ни было тяжело и грустно, но мы начнем свое молитвенное славословие.

И начнем с прославления Бога.

Благословен Бог наш, скажем мы, потому что должны, по слову Евангелия, всегда радоваться и всегда благодарить.

Благословен Бог наш, потому что и нас Он не лишил радости жизни и возможности братского общения с отцом Иоанном, священником, явившим всем нам образец пастырской любви и радушия.

Благословен Бог наш, потому что через служителя Его, отца Иоанна, многие люди получили духовное рождение и стали членами Церкви. И уже ничто не может разорвать этой духовной, благодатной связи.

Благословен Бог наш, потому что через священнические его руки Господь питал верующих и его самого Своими пречистыми Телом и Кровью, а всякий, кто вкушает с верой святое Причастие, уже не может умереть, но вечно жив в Боге.

Благословен Бог наш, потому что посеянное отцом Иоанном слово правды Божией в сердца своих прихожан уже приносит добрые плоды, и его приход - это не только с любовью украшенный храм, но это прежде всего люди, осознающие себя духовно вечно живыми детьми Божиими.

Благословен Бог наш, потому что Он сегодня посетил нас и мы, вместе с родными и близкими отца Иоанна, которым выражаем свое искреннее сочувствие и соболезнование, особенно остро ощущаем суету нашей жизни вне стен Церкви. Но одновременно мы осознаем, что именно в Церкви, в ее благодатных Таинствах мы можем и должны обрести утешение и уверенность в будущей встрече с усопшими. Прости нас, дорогой отец Иоанн, если мы чем-либо волей или невольно согрешили против тебя. Мы же, все здесь присутствующие, сейчас вознесем молитвы к Господу нашему и Спасителю, для Которого все люди вечно живы, чтобы Он по Своему милосердию упокоил твою душу до всеобщего Воскресения там, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания... Аминь"

[Новосибирский Епархиальный Вестник. 1999. № 4].

 

Содержание

 


Copyright © 1999 - 2017 г. Священник Антоний Коваленко