Архипастырь Сибири

Содержание

Часть I

ПУТЬ СЛУЖЕНИЯ

Глава IV

АРХИПАСТЫРСКИЙ ТРУД


ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ЕПИСКОПА

 

  Этой поездке Владыка Сергий посвятил несколько слов и в своем докладе на Рождественских образовательных чтениях в 1999 году [Епископ Новосибирский и Бердский Сергий. Об опыте взаимодействия церковных и светских структур по решению вопросов духовного возрождения Отечества // Сборник докладов VII Международных Рождественских образовательных чтений. М., 1999. С. 73-80.]:

"Опыт миссионерской работы у нас пополнился рейсом поезда памяти "За духовное возрождение России", который епархия осуществила совместно с Управлением Западно-Сибирской железной дороги и областной администрацией. Сто пятьдесят участников, среди которых духовенство, катехизаторы, врачи, артисты, работники социальной помощи, посетили десять районов Новосибирской области. Благотворительная акция широко освещалась прессой. Мне был выделен отдельный вагон-салон, где ежедневно подводились итоги проделанной работы, проводились пресс-конференции. Кроме богослужений в районных центрах мне пришлось более сорока раз обращаться со словом на стадионах, в концертных залах, домах культуры. В итоге тысячи людей больше узнали о Церкви, около трех тысяч человек приняли святое Крещение... Естественно, с каждой группой крещаемых была проведена беседа, но когда видишь, что священник падает от усталости, а народ все прибывает, то, конечно же, уповаешь только на помощь и всемогущество Божий.

Последняя новинка нашего миссионерского сезона этого года - это однодневные миссионерские рейсы автобусов по отдаленным селам. Схема работы такая же, как на корабле и в поезде. Население заранее оповещается администрацией районов, которая берет на себя финансовые затраты и обеспечивает транспорт".

А вот как рассказывал об этих поездках Владыка Сергий дома:

"На каждой станции, полустанке, где поезд останавливался, выступали церковные хоры, артисты с подходящими номерами. Я открывал эти концерты и где-то минут пятнадцать перед началом общался с аудиторией, громадной аудиторией. Однажды это было пять тысяч человек, полный стадион. Это, конечно, не проповедь. Я просто говорил о нашей культуре, о наших общих ценностях, национальных ценностях, о силе русского духа. Мы посетили десять районов, дали пятьдесят четыре концерта. Во всех районах, где проходил поезд, есть храмы. В них мы совершали богослужения, читали акафисты, служили молебны. В одном дальнем районе у меня не было прихода. Но мы добрались и туда благодаря нашему поезду. Я там встретился с главой местной администрации, и он помог нам организовать приход: нашел возможность выделить дом. Это Чистоозерное, уже на границе с Омской областью. Там бывали священники из соседних районов, но священники без образования, которые и слова сказать не могут так, чтобы затронуть душу. Я не могу их строго судить: имеем то, что имеем.

Меня поразил вид многосотенной толпы, жаждущей Святого Крещения. Прямо на железнодорожной площадке мы установили купели, звонницу, ударили в колокола, и где-то через час народ повалил валом. К одиннадцати вечера мы окрестили тысячу двести человек".

Вот типичная картина посещения миссионерами площади поселка, образно нарисованная Владыкой:

"Иду по базару в рясе, монашеском клобуке, с панагией, а за мной движется духовенство. Наш вид поражает местное население, ведь многие впервые в жизни видят священнослужителей в церковном облачении. Я, не испытывая смущения, смело иду среди рядов торгующих, приветствую, прицениваюсь к товарам, улыбаюсь, в общем, нахожу с народом общий язык. Потом начинается моя проповедь о Боге, о душе, о вечности, о необходимости Таинств и святого Крещения. Говорю долго, стараюсь затронуть сердца слушающих. Под конец спрашиваю, нет ли вопросов? У всех один вопрос: сколько будет стоить крещение? Когда я сообщаю, что мы все делаем для народа бесплатно, то слышу всеобщее ликование. Тут и там мои священники выстраивают в круг желающих креститься.

Однажды наблюдал такую картину. Между женой и старушкой стоит молодой здоровый мужик. Мать и жена в него вцепились и крепко держат, а он порывается уйти. Слышу слова старушки: "Стой, дурак, стой смирно, сейчас мы тебя окрестим! Экое счастье выдалось - сами батюшки приехали к нам крестить народ! Я всю жизнь сокрушалась, что ты у меня некрещеный, да не было возможности: как я от семьи с тобой поеду? Как денег достану для крещения? А тут этакая невидаль: бесплатно крестить сами отцы святые приехали! Да выдастся ли еще когда-нибудь такая возможность?" Мужик сопротивляется: "Да зачем мне это? Я ведь ничего не знаю, не понимаю..." Жена поддерживает мать: "Где тебе понять?! Слышал слова Владыки и довольно с тебя. Потом увидишь, зачем крестили: лучше тебе будет, может, меньше пить станешь". Мужик успокаивается, стоит спокойно и ждет своей очереди.

Конечно, я как православный епископ не мог молчать и обращался ко всем, кому небезразлично будущее России: "Помогите нашему народу вернуться к Православию!" Мы искренне благодарим всех, кто чистосердечно предлагает свою помощь нашему народу в трудную минуту. Но эта помощь должна быть направлена на всестороннее укрепление России, а для этого необходимо правильно понимать наши интересы и жить ими.

Тучи комаров, которые и днем всех донимали, ночью буквально облепляли обнаженные тела принимавших крещение. Милицейские машины встали в круг и освещали фарами площадь с расставленными блестящими купелями. Народ стоял в три круга, священники поочередно всех обходили. Худенький отец Филипп без устали обливал крещаемых водою, от утомления он еле держался на ногах. Мужики подносили воду ведрами.

- Устала спина, нет больше сил нагибаться к каждому, - проговорил худенький отец Филипп. К собрату поспешил отец Феодосии.

- Подходя к священнику, сами поднимайте ноги, да повыше! - скомандовал он и сам стал помазывать ноги крещаемым - с его тучной комплекцией нагибаться пред каждым было невозможно.

- Масло кончается, - с трудом выговаривал отец Филипп, - отложим крещение до завтра. Но очередной крещаемый запротестовал:

- Нет, батюшка, сегодня окрестите. Жена сказала, что в дом меня не впустит, пока я не окрещусь.

Священники принесли еще масла, и крещение продолжалось до поздней ночи".

"Я прекрасно сознаю, что для Крещения требуется покаяние, то есть перемена мировоззрения, перерождение души; но это все происходит не быстро, постепенно. А мы пока старались хоть малое семя веры заронить в холодные сердца нашего одичавшего народа", - говорил об этих неповторимых и небывалых крещениях епископ Сергий.

 

Содержание

 


Copyright © 1999 - 2017 г. Священник Антоний Коваленко