Архипастырь Сибири

Содержание

Часть I

ПУТЬ СЛУЖЕНИЯ

Глава IV

АРХИПАСТЫРСКИЙ ТРУД


ПОЕЗД В ГЛУБИНКУ

 

  Не оставил епископ Сергий без своего попечения и те районы, где не было судоходной реки. В 1998 году он замыслил еще одно новое дело: организовать поезд в глубинку области, где народ также был отрезан от центра, от храмов, от религии.

Сколько горячих молитв обратил к Богу епископ, прося Его всесильной помощи, - известно только Всевышнему. И подтвердились слова Спасителя: "Если чего попросите у Отца во имя Мое - дам вам". Твердая вера и надежда Владыки Сергия не были посрамлены, и его хлопоты и на сей раз увенчались успехом. Администрация железнодорожников откликнулась на просьбы, уговоры и речи епископа. Более того: многие из железнодорожников стали единомышленниками Владыки, пришли к вере, вошли в Церковь. Огонь веры незримо проникал в души общающихся с Владыкой людей, они вдохновлялись на дела добра, шли к Богу...

Поезд составили из десяти вагонов, один из которых принадлежал епископу, там был походный храм. В местных газетах репортаж об этом событии был довольно сухим, зато информативным.

"Поезд памяти "За духовное возрождение России" прибыл на станцию Чистоозерное, и сразу жизнь поселка как бы вошла в новый, напряженный ритм.

С удивлением и даже восторгом чистоозерцы встречали духовных отцов, внимали каждому их слову.

Походную церковь священнослужители развернули прямо на перроне вокзала, ибо движение грузовых поездов здесь было крайне редким явлением: прогрохочет состав, и полдня стоит немая тишина. Так что совершать требы святым отцам никто не мешал, и они спокойно делали свою работу. Причем совершенно безвозмездно и при огромном скоплении народа. Отец Филипп, иеромонах Варфоломей, иеромонах Димитрий к вечеру буквально падали от усталости, обслуживая паству, которая все не убывала.

Знания Священного Писания, церковных Таинств, всего того, что относится к службам, у людей были настолько скудны и отрывочны, что духовенству пришлось начинать с самого начала: священнослужители учили православных творить крестное знамение. Многие даже этого делать не умели - в Чистоозерном церкви не было.

А сколько было наивности в вопросах, задаваемых простым людом: когда и как справлять сороковины, можно ли заказать заупокойную Литургию, если человек не умер, а убит или сам наложил на себя руки, нужны ли взрослому человеку, принимающему Крещение, крестные, удобно ли женщине прийти на богослужение в брюках? Откликаясь на этот последний вопрос, духовные пастыри милостиво разрешили быть при требах дамам в брюках, однако подчеркнули, что это делается как исключение. Церковь - не дискотека, идти в нее нужно в соответствующем наряде.

Перечисляются только высказанные вопросы. А сколько еще не прозвучало! Один из жителей с горечью рассказывал, что много раз подступался к Библии, но всегда с досадой откладывал самую знаменитую на земном шаре книгу - трудна, не очень понятна. Почему нет популярных изданий с пересказом, почему священнослужители не выступают с лекциями, беседами по радио, телевидению? Уж если мы вернулись к Богу, надо сделать все для того, чтобы идти с Ним по жизни не вслепую. Люди откровенно признавались, что тоже приняли бы Крещение - без него как-то смутно на душе, а годы пошли на закат...

В этот же день в райцентре и в селе Табулга, в том самом, где находится исправительно-трудовая колония строгого режима, таинство Крещения приняли тысяча двести человек. Не будет соответствовать истине, если мы заявим, что крестились пожилые люди. Как раз наоборот, пожилых было очень мало.

Очень хорошо по этому поводу говорил Владыка Сергий, выступая в поселковом ДК перед большим заключительным концертом сводных творческих коллективов, который состоялся уже поздним вечером:

- Семена упали в благодатную почву. Если мы не укрепим нашу духовность, Россия непременно погибнет. Есть люди, которые хотят, чтобы мы забыли, что мы - россияне... Общаясь с народом глубинки, мы обогащаемся сами.

Понравились людям слова Владыки Сергия о том, что "ответственный за свою паству перед Богом, он все сделает для того, чтобы спасти ее от греха". У епископа Новосибирского была беседа с главой территориальной администрации. Разговор шел об организации в Чистоозерном прихода. Предложили помещение. Дело стало за тем, чтобы привести его в соответствующий вид.

Персонал поезда памяти врачевал не только душу, но и тело. В Чистоозерной районной больнице вела прием группа врачей. Отзывы самые что ни на есть благоприятные. Но была и жалоба. Одна-разъединственная: далеко не все знали о том, что приедут специалисты высокой квалификации. И почему они так быстро уезжают: один день - это мало.

Вечером подвели итоги работы. Вот некоторые результаты. В Табулге в исправительно-трудовой колонии было дано два концерта, присутствовало более пятисот человек. Выступал хор певчих, ансамбль Сибирского военного округа, разбившись на две группы, дал несколько концертов. Побывал у селян и Владыка Сергий. Встреча поезда была организована прекрасно. Сельские клубы заполнились почти мгновенно"

[В. Пальчиков. День трудов праведных // Советская Сибирь. 1998. 20 июня.].

 

Содержание

 


Copyright © 1999 - 2017 г. Священник Антоний Коваленко