Архипастырь Сибири

Содержание

Часть I

ПУТЬ СЛУЖЕНИЯ

Глава III

ХИРОТОНИЯ ВО ЕПИСКОПА


ВСТРЕЧА С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ. ВОСПОМИНАНИЯ О БАБУШКЕ ЗОЕ

 

 Епископ Сергий принимал активное участие в общественной жизни Новосибирска. О том, какое большое значение придавал он беседам с самыми различными категориями людей, свидетельствует письмо Владыки домой, написанное им накануне встречи с ветеранами труда в одном из Домов культуры города. Ниже приводится это письмо.

 

22 сентября 1996 года

Итак, мне уже сорок пять лет. Скоро год, как я епископ Новосибирский. Несомненно, осмыслению последних пяти лет моего пребывания на должности инспектора Московской Духовной академии следует уделить особое место в моих воспоминаниях. Но сегодня я вдруг понял, что надо срочно записать то, что осталось в моей памяти о последних беседах с моей бабушкой, хотя это было двадцать четыре года назад. Через несколько дней, 1 октября, мне предстоит встреча с пожилыми людьми в одном из Домов культуры Новосибирска. Геронтологический центр отмечает "День пожилого человека". Попросили дать духовный концерт и побеседовать с ветеранами. С концертом проблем не будет, есть замечательный вокальный коллектив, а вот о чем в Доме культуры беседовать с пожилыми людьми - это вопрос. Будь эта встреча в храме - вопросов нет, необходимо сказать проповедь, "привязав" ее к ближайшему церковному празднику, хотя бы к Воздвижению. В храме проповедь слушают верующие, то есть люди, привыкшие на все события смотреть так, как учит Церковь. А о чем говорить епископу в Доме культуры со старичками в День пожилого человека? Ведь надо же, придумали такой день! Жизнь сейчас тяжелая для всех, а уж тем более для пожилых. Многие лишены самого необходимого, голодают. Но об этом речь идет с утра до вечера по радио и телевидению, и не для того же собирают старичков, чтобы коллективно посетовать. Нет, необходимо дать им положительную информацию, заставить их уйти домой духовно обогащенными, а не только взволнованными хорошими духовными песнопениями. Решено, я расскажу им о моей последней беседе с покойной бабушкой, Зоей Вениаминовной Пестовой, активной христианкой, за что ей пришлось в свое время побывать в тюрьме.

Однажды, это было в 1972 году, когда я был студентом музыкального училища и остановился в Москве у нее на квартире, она довольно строго позвала меня к себе в комнату, посадила напротив себя и велела слушать о том, что ей вдруг стало особенно ясным при чтении Евангелия. К слову сказать, Евангелие она не просто читала каждый день, а работала над текстом с карандашом, подчеркивая особо впечатляющие ее места, а то и комментируя прочитанное на полях. На этот раз перед ней была открыта притча о работниках в винограднике (Мф. 20, 1-16). Конечно же, я знал эту притчу, в которой говорилось, что Царство Небесное подобно хозяину дома, который утром нанял работников в свой виноградник, обещая заплатить в конце дня по динарию. Выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно. Послав их работать в виноградник, сказал: "Что следовать будет за работу, дам вам". Опять, выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: "Что вы стоите здесь целый день праздно?" Они говорят ему: "Никто нас не нанял". Послав и их в виноградник, обещал заплатить им то, что они заработают. Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: "Позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых". И пришедшие после одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше; но получили и они по динарию. И получив, стали роптать на хозяина дома, и говорили: "Эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тяготы дня и зной". Он же в ответ сказал одному из них: "Друг, я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? Возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе. Разве я не властен в своем делать, что хочу? Или глаз твой завистлив оттого, что я добр?" Так будут последние первыми, а первые последними; ибо много званых, но мало избранных.

После того как притча была еще раз внимательно прочитана вслух, я услышал следующее: "Тебе в жизни придется встретить немало людей, которые по тем или иным обстоятельствам еще не стали членами Церкви, но это еще не значит, что Господь отвернулся от них. Пути Божий неисповедимы, и нам неизвестно, когда тот или иной человек встретит Бога на своем пути. Награда же - Царство Небесное - будет дарована всем тем, кто хотя бы один час поработал в винограднике Господнем. Наше понятие о справедливости не соответствует правде Божией. Подумай, что кроется за словами стоящих без работы целый день: "Никто нас не нанял ". Ведь они были готовы работать, чтобы прокормить свою семью. А дома у них, наверное, были голодные дети, поэтому еще неизвестно, кто больше страдал: работающие под палящим солнцем, но знающие, что они обеспечены хлебом насущным, или эти, боящиеся даже подумать, что они придут домой с пустыми руками. Но Господь премудр и многомилостив, и Он больше смотрит на состояние сердца человека, чем на его дела".

В те годы я был музыкантом и еще не думал быть священником. Но услышанное мною от бабушки врезалось мне в память и позже уже неоднократно заставляло меня по-особому смотреть на многие вещи. Сейчас часто священники принимают исповедь у пожилых людей, большая часть жизни которых прошла вдали от Церкви. Я не сужу этих людей, ибо многие из них ответят словами притчи: "Никто нас не нанял". И это упрек уже нам, священникам, которые недостаточно активно проповедуют слово Божие.

Но в последние годы в жизни нашего Отечества произошли большие перемены, и главная из них - человек получил духовную свободу. Именно благодаря этой свободе я сегодня обращаюсь ко всем вам со словами благой вести о вечной жизни, к которой призван каждый человек. Каждый человек обречен на вечность, но какова будет эта вечная жизнь для каждого из нас, зависит только лично от нас. Все мы призваны работать в винограднике Господнем, и еще не вечер (Мф. 20, 8). Если человек в меру своих сил откликается на призыв Божий, то он скоро в своем сердце получает свидетельство о любви Божией. Он чувствует умиротворение и радость.

Господь судил мне видеть, как уповают на милосердие Божие христиане, знающие, что душа их вечна. Год назад, после тяжелой операции, уже будучи без обеих ног, умирал мой отец священник. Накануне смерти, осеняя себя крестным знамением, он повторял: "Слава Богу за все". Шесть лет назад так же умиротворенно у меня на руках скончался Святейший Патриарх Пимен. Но самое поразительное чувство вечной жизни явила мне моя бабушка, которая о приближающейся кончине говорила настолько просто и буднично, что я помню эти слова по сей день. "Я верю, - говорила она, - что Господь многомилостив и Он примет мое покаяние. А умереть для меня сейчас проще, чем пойти на кухню (у нее было больное сердце). На том свете мне будет намного лучше, а здесь я уже задержалась. Пора, Зоечка, и честь знать..."

А вот как эта встреча была отражена в местной прессе.

"К епископу Сергию смогли прийти на откровенный разговор в День пожилых людей многие новосибирцы.

Даже в преклонном возрасте душа сохраняет способность радоваться гирляндам воздушных ярких шаров, торжественным приготовлениям к праздничному действу и непринужденному общению со сверстниками. С такого именно приподнятого настроения пожилых людей начался этот день в ДК "Радуга", куда геронтологический центр пригласил немолодых жителей Новосибирска. Кроме живописной выставки "Дары земли Сибирской" и лакомств из дыни, тыквы, кабачков, помидоров, моркови и прочих садово-огородных произведений самих участников торжества, людей встречали и дары духовные. В фойе была широкая выставка-продажа религиозной литературы, икон, церковной утвари. Поскольку у собравшихся было негусто со средствами, молодые священнослужители раздавали бесплатно брошюры, газеты православного направления, церковные календари.

Пожилых людей поздравил директор областного геронтологического центра Б. П. Пятницкий. Зная о нуждах своих подопечных, опытнейший врач-психоневролог не случайно пригласил на эту встречу с пожилыми управляющего Новосибирской епархией, епископа Сергия.

Епископ Сергий назвал собравшихся ветеранов "старцами" и пояснил, что раздумывал, как обратиться к этой аудитории, что ей поведать.

- Старчеству присуще "житие не скверно", поэтому мне и захотелось вас именно так называть. Но возраст старческий сам по себе не дает право называться "старцем". Можно до девяноста лет дожить и не прийти к праведной жизни. А порой и в сорок лет человек обретает силу наставлять ближнего.

Расположив мирян рассказом о своих предках, пострадавших от гонений после революции, о себе, испытавшем преследования за то, что был потомком "лишенца", епископ долгое время не мог разомкнуть кольцо людей, окруживших его. Они просили благословения и наставлений, расспрашивали о тяготах монашеской жизни и по-своему старались и его в этот день порадовать. Например, одна из пожилых женщин сказала, что вела переписку с одним из его предков-священнослужителей и рада предоставить ему этот архив, за что епископ ее сердечно благодарил.

В этот день для пожилых пел хор певчих, а также фольклорный ансамбль. Атеисты и верующие с восторгом принимали то и другое. Врачи были под боком, медсестры тоже, можно было не бояться последствий эмоциональных положительных нагрузок. Благодаря продуманному "проживанию" этого дня, старики унесли собой не только подарки и радость от общения друг с другом, всеми участниками встречи, но и веру в свое "я еще могу""

[Н. Зубрицкая. Репортаж о встрече с новосибирцами // Советская Сибирь. 1996. № 190 (8 октября).].

 

Содержание

 


Copyright © 1999 - 2017 г. Священник Антоний Коваленко