Домашняя страничка священника Антония Коваленко

Содержание

О Страшном Суде

6 марта 2005 г.

  Из сегоднешнего Евангельского чтения о Страшном суде, казалось бы, следует, что Господь будет судить нас с вами исключительно за наши дела.

Вспомните: Господь принимает стоящих одесную Себя людей за те добрые дела, которые они, люди, сотворили, и отвергает стоящих ошуюю за то, что те этих добрых дел не имели.

Кстати, эти дела оказались камнем преткновения для не одного поколения христиан, спорящих, что же главнее - вера, то есть состояние души, или внешние добрые дела. У Апостола Петра есть слова в его посланиях: "Вера без дел мертва". А у апостола Павла - "Веруй, и спасен будеши". Кто прав? Да оба Апостола правы, конечно. А неправы - мы, когда начинаем толковать Евангелие, выдирая из Его контекста отдельные фразы. Евангелие так толковать нельзя. Евангелие пронизано единым Духом. И толковать Евангелие можно только целиком. Не кусочками, не фразами, а целиком.

Почему возникают всякие расколы, секты, которые, тем не менее, используют Библию в качестве своей священной книги? Да все потому же: берут понравившийся кусок Священного Текста и давай толковать его, как нравится. И используют этот кусок как основу своего вероучения.

Конечно, целиком Евангелие зараз не прочтешь и в себя не вместишь. Наверное, понять человеку Евангелие во всей полноте и глубине вообще невозможно. Человек постепенно, по мере духовного возрастания, может постигать Евангелие все более и более. Но вот те части Священного Текста, которые читаются на Литургии - они недаром именно такие. Это даже не главы, а так называемые "зачала". Что это такое? Духоносные святые разделили для нас Евангелие на такие части - вполне завершенные темы, заключающие в себе некие удобные для понимания Евангельского духа мысли. И такие части уже можно брать и толковать, но при этом не разделяя их на более мелкие.

И если читать и толковать Евангелие именно так, то становится ясно, что, например, "вера без дел мертва" апостол Петр писал иудеям, которые имели Откровение Божие, а отсутствие жизни по этому Откровению, по этой вере, сделало веру мертвой. А "веруй, и спасен будеши" Апостол Павел писал язычникам, для которых было естественно жить по их, языческой, вере, но истинной веры, Откровения Божия, они не имели.

Так вот, давайте вернемся к сегоднешнему чтению. Ведь там говорилось не только про дела. Там еще говорилось о реакции нас, людей, на слова Господа.

Посмотрите, какая была реакция, ну, в первую очередь, праведников? Когда Господь объяснил им, почему Он их принимает. Он говорит им: за то, что вы посетили Меня в образе больных, накормили Меня в образе голодных, одели Меня в образе нагих... Какая реакция? Они говорят: "Господи, когда это было? Когда же мы это сделали?" Не помнят! Вот теперь поставьте туда, перед Господом, нас с вами. А мы-то свои добрые дела неплохо помним. И мы люди неглупые, и понимаем, что, когда делаем доброе дело ближнему нашему, то делаем добро и Господу. А соврать перед Господом, что "не помним наших добрых дел", вряд ли возможно. Так какой же должен быть настрой наших душ и сердец, чтобы творить добрые дела людям и Богу, при этом их ВООБЩЕ НЕ ЗАМЕЧАЯ! Чтобы - как дышать! Добрые дела-то у всех есть, а вот такой настрой сердца, как у тех праведников - ?

А помните, что говорили Господу Им отверженные на Суде? "Господи, когда же это мы Тебя не посетили, не накормили, не одели?.." Так могут говорить только люди, неплохо помнящие свои добрые (по их мнению) дела...

Сравнивайте теперь с собой.

И становится понятным, что, все таки, важнее - внешние дела, или душа и сердце.

В соборе Владимирской иконы Божией Матери в городе Владимире есть очень интересная икона. Точнее, это - фреска на тему Страшного Суда, созданная преподобным Андреем Рублевым. Помните, как обычно выглядят иконы Страшного Суда? Вверху - Господь, Богородица, пророк Иоанн Предтеча, Апостолы. Ниже - разделенные направо и налево праведники и грешники. Грешники - без нимбов... Еще ниже - ад: чернота и всякие ужасы. Так вот, на фреске преподобного Андрея ни грешников, ни ада нет! А Апостол Петр там радостно тащит за руку за собой (!!!) к Господу праведников! Где же осужденные грешники? Эта икона - очень правильная икона (да простит меня преподобный Андрей). Мы перед ней - не зрители. Мы - В НЕЙ - участники. Фреска написана на невысоком своде, прямо над нашими головами. И получается, что грешники в этой иконе - мы, стоящие внизу...

Все это - не повод для уныния. Господь не возьмет наши души к Себе неготовыми! Но от нас требуется искреннее стремление и покаянию - исправлению нашей души. Ведь Господь дал нам все средства для этого, даже Свою Плоть и Кровь! Это - повод для работы над собой, тем более, что приближается особое время для этого - Великий Пост.

 

Содержание

 


Copyright © 1999 - 2017 г. Священник Антоний Коваленко