Домашняя страничка священника Антония Коваленко

Содержание

Слово в Крещенский Сочельник

18 января 2005 года

  "Покайтесь, потому что приблизилось Царство Небесное".

Так говорил приходящим на Иордан креститься людям пророк Иоанн Предтеча.

Мы знаем из Православного вероучения, что наш Бог неизменен. Этому даже можно дать некоторое объяснение. Богословы пытались человеческий разум применить и объяснить некоторые Божии свойства, о которых нам известно из Божественного Откровения. Ясно, что полного объяснения дать невозможно, да и не нужно. Мы должны просто верить Божественному Откровению. Но вот то, что Бог неизменен, понять чуть-чуть можно. Потому что то, что изменяется, становится либо лучше, либо хуже. А наш Бог - это Совершенство. Он не может стать ни лучше, ни хуже. И еще мы знаем, что Он вездесущ, то есть присутствует везде.

Так как же тогда получается: почему в молитвах и святых отцов, и в молитвах псалтыри царя Давида встречаются такие слова: "Господи, не отступи от меня", "Господи, почему ты меня покинул"? И сам пророк Иоанн говорит о том, что "приблизилось Царство Небесное".

Тут, правда, случай особый, потому что пророк Иоанн говорил о таком приближении Царства Небесного, которого никогда раньше в истории мира не было и потом не будет. Только за исключением Второго Пришествия Господа. Тогда, в те времена, Царство Небесное приблизилось к людям наитеснейшим, видимым образом: Бог вочеловечился и жил среди людей.

Наш Бог, в силу того, что Он совершенен, еще и очень кроток. Потому что кротость - это тоже свойство совершенства и любви. Это означает, что наш Господь Сам Себя никому не навязывает. И на самом деле и в те времена, когда Господь ходил по земле в образе человеческом, Он тоже свою волю, Себя, насильно никому не навязывал. И тем не менее тогда Царство Небесное приблизилось видимым образом: люди видели Христа, видели Бога во плоти.

Мы Бога глазами не видим. Как же Царство Небесное может к нам приближатья и удаляться? На самом деле изменяется не Царство Божие и не Бог, а изменяемся мы. Мы сами представляем из себя инструмент богопознания. И приближается к нам Бог или удаляется - зависит более не от Него, а от нас самих: мы сами Его то отталкиваем, закрываем от Него свои души, то можем принимать Его. Он сам готов всегда в наше сердце войти. МЫ - закрываемся от Него.

Иной раз сознательно, когда не хотим слушать свою совесть осознанно. Иной раз бессознательно, по бестолковости, по недостатку духовного опыта своего. И тогда начинаем плакаться: "Господи, не отступи от меня". А на самом деле причина такого ощущаемого для нас отступления Бога - это мы сами. А это значит, что для того, чтобы принять Царство Божие, нужн изменить самих себя.

Вот к этому-то и призывал Иоанн Предтеча в те времена, непосредственно перед тем, как Царство Божие приблизилось к Земле видимым образом. Потому что хоть как угодно оно могло приблизиться, но если сами люди при этом не покаются, не откроют свои сердца, они все равно этого Царства Божия, Бога во плоти не заметят! Куда уж ближе - Господь жил среди людей! Ты можешь познать Его характер, Его чувства, Его слова можешь послушать, дела увидеть. Но только при том условии, что твоя душа будет к этому готова. Только тогда ты сможешь в этом нищем, бездомном необыкновенном страннике узнать Бога.

Поэтому и призывал пророк Иоанн: "Покайтесь! Измените свои души, откройте свои сердца! Потому что иначе вы будете в серьезнейшей опасности: Господь к вам придет, а вы Его не узнаете!" Что, кстати, и случилось. Узнали Бога единицы из людей, а остальное человечество отвергло Бога и Он был распят.

И вот когда мы начинаем плакаться, что у нас все плохо, что у нас все разваливается, что Бог нас оставил, нужно помнить, что причина не в Боге, не Бог от нас отходит, бросает нас, а мы сами закрываемся от Него. И спасение в этой ситуации в нас самих заложено. Это - покаяние, изменение наших с вами собственных душ. А Церковь дает силы на это в церковных Таинствах. Потому что на покаяние действительно нужны немалые, серьезные силы. И если уж трудно воспитывать кого-то, за кого мы отвечаем, то тем более трудно воспитывать самих себя. Поэтому Господь и дал такое средство, которое ни с чем не сравнить - Свое Тело и Кровь. Для того, чтобы у нас были силы на покаяние.

В ночь под Крещение на Землю нисходит Дух Святый и освящает все воды. Освящает и нас с вами, ведь мы тоже на сколько-то там (очень много) процентов состоим из воды. Вообще, на все церковные Праздники Господь посылает верющим Свою Благодать, чтобы мы могли особым образом ощутить Его близость. Нужно, просто, очищая свои души через покаяние, быть готовым эту Благодать воспринять.

 

Содержание

 


Copyright © 1999 - 2017 г. Священник Антоний Коваленко