Домашняя страничка священника Антония Коваленко

Содержание

О свободе

 

 В среде неверующих людей, когда заводится разговор о вере, и, в частности, о Православии, возникает вопрос: почему мир устроен так несправедливо? Почему люди так страдают? Зачем Бог такой мир сотворил?

В действительности, вопрос сводится к следующему: зачем Бог сделал людей свободными? Ведь страдания наши, согласитесь, произошли именно из-за того, что мы свободны и Господь не насилует нашей свободной воли. Люди по своей воле ссорятся, мирятся, разделяются, объединяются, причем на самых разных масштабах: от сцен на кухне до мировых войн. Мало того, если включить в поле зрения еще и духовный мир, то нельзя не вспомнить про ад - место вечных посмертных страданий. Зачем такой ужас нужно было Богу делать? Зачем Бог сделал людей свободными? Были бы мы несвободны, были бы все время к Богу привязаны, не имел бы Адам возможности согрешить, как хорошо жилось бы!

А причина в том, что мы с вами задуманы как одни из высших созданий Божиих. Помните слова Священного Писания о создании человека? Нас Господь задумал по своему Образу и Подобию. А созданы мы были только по Образу, с тем, чтобы Подобие обрести самим. Образ - это то, что мы имеем способность, как и Бог, мыслить, чувствовать, творить, имеем свободу нравственного выбора. А подобие - это, иными словами, похожесть, то есть мы можем эти грани нашего образа сделать подобными тем, что у нашего Творца, а можем и не сделать. Как сами захотим. Вот если действительно мы свои мысли сделали бы чистыми, чувства - высокими, волю - сильной, какими красивыми существами мы бы стали! Как раз такими, какими Господь нас хотел бы видеть. Но опять здесь это пресловутое "как сами захотим". Зачем оно нужно?

А дело в том, что самая главная и самая Богоподобная, если так можно выразиться, грань нашего образа - это способность любить. Но любовь проявляется в жертвенности собой ради другого, причем в жертвенности свободной, не по принуждению. Любви по принуждению не бывает, настоящая любовь всегда свободна. Вот ради способности любить Господь и дал нам свободу.

Свобода разной бывает. Конечно, я использую свою свободу, когда выбираю, что сегодня съем на завтрак. Но только такой выбор никакого отношения к любви не имеет. А вот когда я выбираю, как мне ответить раздражающему меня человеку - добром или злом, или остановиться или пройти мимо кого-то, кому я потенциально могу помочь - это выбор иного рода. Тут требуется нравственное усилие. И, заметьте, в таком случае свобода моя может оказаться для меня уже бременем! Но если я это бремя соглашусь понести и сделаю правильный выбор, то этот выбор станет проявлением любви во мне, и приблизит меня к Подобию Божию и к Самому Богу.

Самыми лучшими людьми и среди верующих, и среди неверующих всегда считались совершившие подвиг, то есть пожертвовавшие чем-то большим, вплоть до самой своей жизни, ради спасения ближних. Такой подвиг - это высшее проявление любви, это бесценно и перед людьми, и перед Богом. "Нет большей любви, как если кто положит душу свою за други своя" - это слова Христа.

Незаметный внешне, но не менее трудный и нужный подвиг молитвы совершали преподобные - монашествующие христиане. Подвиг проповеди и мученичества - апостолы, святители и мученики христианские, перед лицом страшной смерти не отрекшиеся от веры и поведавшие правду о Христе всему миру.

Но ведь главная заслуга героев в том, что они сами, свободно, а не по принуждению, решились жертвовать собой. Иначе никакой их заслуги и никакого подвига в совершенном ими не было бы. А только подвиг и любовь делает человека настоящим человеком.

Поверьте, место для подвига - не только поле брани. И в мирной жизни идет брань не менее суровая и жестокая - это брань духовная. И в ней тоже есть победы и поражения, ранения и исцеления, предатели и герои. И кто кем окажется - зависит лично от каждого. Всем дана свобода. Каждый рожденный человек потенциально способен стать победителем и героем - подобием Божиим. Никому Господь не допустит вступить в борьбу неравную и однозначно проигрышную. Ведь Его цель - постепенно воспитать и укрепить нас, а не уничтожить. Всем дает силы, только на забудь, где Источник сил. Сам Господь дал пример любви, жертвенности и подвига, прожив на Земле человеческую жизнь (иного пути спасти нас, не отняв у нас свободы, не было).

Почему же не все герои? Наверное, потому, что митингуя и гонясь за свободой, используем ее ради того, чтобы выбрать между бутербродами на завтрак. И не замечаем, что уже имеющаяся у нас самая нужная, нравственная, свобода, раздавила нас тяжким бременем, потому что мы отказались от этой свободы, отказались это бремя понести. Не замечаем, что гонимся в результате за свободой от окружающих нас и нуждающихся в нашей любви людей, а при этом находимся в плену и рабстве у своих собственных низших чувств.

Да лучше быть рабом у Бога, чем таким "свободным"! Раб Божий хотя бы знает волю своего Господа, и, исполняя ее, заведомо не сотворит никому никакого зла - ни себе, ни людям. Да и свободой он, кстати, облечен будет наиполнейшей: ну, если я раб самого Бога, какому земному правителю я буду подчиняться, если он заставит меня делать противное Богу? Но вот только "раб Божий" - это, на самом деле, трудно достижимый титул: мало кто достиг такой чистоты сердца, чтобы видеть и творить волю Божию, а не свою собственную, с примесью эгоизма.

Самое важное - что наше отношение к самому Господу, иными словами, наш удел в посмертной Вечности - тоже находится в области нашей свободы. Даже само Свое существование Бог сделал для людей недоказуемым полностью, положив этот вопрос на выбор веры, и являя Себя только тем, кто сам пожелает узнать Его и приблизиться к Нему. Ведь единственное верное (и всеобъемлющее) чувство по отношению к Богу - это свободная любовь. Навязываться на чувство любви - можно ли? А Сам Он возлюбил нас вплоть до Креста.

А что же ад? Это страна страданий просто потому, что она предельно удалена от Бога. Если всю жизнь Бога избегать, то неудивительно, что как раз туда и попадешь. Чем дальше от Бога - тем дальше от любви, оттого и исполнено страданий это место.

Наша земная жизнь - это время определения: кто мы и с кем мы. У нас есть все средства: ум и сердце, совесть и свобода, истина о Боге и Источник духовных сил, хранимые и даруемые Церковью любому требующему. Выбор за нами. И ежеминутно, и всю жизнь.

 

Содержание

 


Copyright © 1999 - 2017 г. Священник Антоний Коваленко