Домашняя страничка священника Антония Коваленко

Содержание

Об отношении к испытаниям

 

В современном русском языке исказился (читай - изуродовался) смысл многих слов. Многие приобрели неприличный смысл, а первоначальный смысл иных просто забылся. Но данная статья не о русском языке (об этом - в другой раз), а о таком явлении, которое сейчас принято называть словом "расслабиться".

Трудно сейчас многим, особенно молодым. Если даже и силы есть, то куда их девать? Бесцельность жизни, рождающая безысходность, приводит к тяге ко греху. Если раньше простой обманутый люд жил идеей построения светлого будущего: "пусть сейчас тяжело, нужно строить и ждать, потом-то будет лучше!", то сейчас уже нет сил ждать. Хочется отдохнуть от тяжелой жизни уже сейчас. И люди, живя реальном миру, уходят и умом и сердцем в свой мирок, каждый по мере своих сил и способностей: кому - любовные романы, кого покоряет телевизор, кого - водка…

Печальная картина. Но как же жили люди раньше, до того страшного гонения на Церковь, которое началось в начале прошлого века и выплеснулось революцией 1917 года?

Человек - существо по природе духовное. Правда, духовность в себе тоже можно заглушить, только тогда человек превращается в животное. Человек был создан по образу Божию: он способен мыслить, чувствовать, творить, у него есть свободная воля. Целью же земной жизни человека является обрести подобие Божие: уподобиться Богу чистотой мыслей, благородством чувств, силой воли (по мере человеческих возможностей, конечно).

Поставив такую высокую цель человеку, Бог не оставил человека без помощи. Вся история мира - это история попечения Бога о человеческом роде, главное событие в которой - воплощение, жизнь и страдание Спасителя. Сам Источник любви жил земной жизнью, жил среди людей. Но, живя рядом с Праведником, человеку приходится либо самому становиться чище, либо от Праведника избавиться. Человечество не выдержало приближения Бога в образе кроткого человека…

Лишь для тех немногих, кто ищет любви и чистоты, жизнь земная Христа стала образом того, как должен жить человек. Искание близости, общения со Христом - стало целью жизни.

Вся жизнь Спасителя - это трудное, жертвенное служение Богу-Отцу и той цели, ради которой Господь пришел в мир. Господь жил "не имый где главу подклонити" (Мф. 8-20). И настоящую духовную жизнь православного христианина всегда отличает жертвенность: служение не себе, но Богу и ближним.

Мы все поневоле в той или иной мере служим и помогаем ближним. Но чаще всего это происходит через силу. Мы принуждаем себя к этому и ждем - не дождемся, когда же можно будет потратить время на себя, "расслабиться". Господь призывает и готов даровать силы на иной образ жизни и мышления: "мое брашно есть, да сотворю волю Пославшего мя и совершу дело Его" (Ин. 4-34). Человек может и должен находить счастье в самом совершении жертвенного служения. Вспомните подвиги русских солдат в Великой Отечественной Войне. А в годы советских "великих строек" были люди, уезжавшие в суровые края действительно для искания трудностей, для служения Родине. В характере многих русских людей и доныне сохранились черты предков, живших в Державной Православной Руси.

Здесь кроется ответ на вопрос, как жить и выжить человеку в современном мире. Нужно стремиться не избежать трудностей, а научиться их преодолевать. Жизненные испытания на разных людей действуют по-разному. Один человек, выдержав испытание, взрослеет и мужает, а другой опускается. И это не ново: вспомним о двух разбойниках, распятых вместе со Христом. Одного мучительная смерть обозлила, а другой терпел, приняв испытание как должное и, что самое важное, перед лицом распинавшей Христа толпы исповедал Его Богом…

Христиане не ищут лишних и ненужных испытаний на свою голову. Голос Божий в человеческой душе, называемый совестью, подсказывает им, что? есть истинный жизненный крест, каждому Богом данный и который нужно нести до самой смерти.

С одной стороны, христианский подвиг вдвойне труден, так как при больших духовных и физических усилиях, требуемых для его несения, он часто очень скромен и незаметен для посторонних. Им нельзя похвалиться перед людьми. Но с другой стороны, Бог никогда не оставит и всегда поддержит сам в трудную минуту человека, стремящегося стать христианином. Простит падения, залечит раны.

Сейчас россияне страдают и от неопределенности жизненной, бытовой, и от смуты, происходящей у каждого в душе. Подчас внутренняя смута производит даже больше страданий, чем внешняя. Нам не хватает осознания того, что произошло и происходит со всеми нами. Чтобы прийти к покаянию, нам нужно вспомнить о цели, Богом назначенной России и ради которой Россия существует на Земном шаре. И попутно - о Богом назначенной цели жизни каждого человека. Нужно пересмотреть историю России с точки зрения Православной веры. Тогда многие события предстанут в истинном свете. И станет ясно, что нужно положить в фундамент восстанавливающейся страны, чтобы Россия смогла возродиться и остаться Россией.

 

Содержание

 


Copyright © 1999 - 2017 г. Священник Антоний Коваленко