Домашняя страничка священника Антония Коваленко

Содержание

Чудеса в Православии

 

События, выходящие за рамки обыденного (катастрофы, громкие политические события, загадочные преступления) всегда привлекают внимание и становятся любимым предметом обсуждения и сплетен большинства людей. К этому все уже привыкли. Более интересной и непредсказуемой может оказаться реакция человека, если речь заходит о явлениях, которые принято именовать "чудесами".

Что обычно называют чудом? Во-первых, о чуде говорят, когда происходит некое явное нарушение законов мироздания, открытых наукой. Во-вторых, о чуде могут говорить люди, когда в своей жизни наблюдают цепочку происходящих помимо их желания событий, которую случайной ну никак не назовешь.

Если бы эта статья писалась лет десять назад, когда всерьез говорить о чуде считалось неприлично, я бы, наверное, поставил себе главной целью убедить вас, что, да, чудеса есть, и есть невидимый для нас (пока) духовный мир. И это было бы просто: приоткрыть окошко в мир духовный, закрытый доселе. Но сейчас иные, и значительно более сложные, времена. Окошко это уже открыто, и даже настежь распахнуто. А духовный мир - это мир, где существует не только добро, но и зло. И еще существует зло, усердно (и удачно!) маскирующееся под добро. Человек - существо, способное испытывать духовный голод. И в настоящее время происходит трагедия: люди бросаются на всякую духовную пищу, не умея разбираться, какая - чиста, а какая - отравлена, и становятся инвалидами, заработав себе ту или иную психическую болезнь…

Да, до сих пор есть скептики, отвергающие существование чуда и духовного мира вообще. Им пока проще. Они за своим неверием (читай - верой в то, что ничего сверхъестественного нет), как за бетонной стеной. Поэтому я пишу для тех, кто ищет духовности и, кроме того, верит, что именно в Православии хранится истина о мире земном, мире Небесном и об отношении человека к этим мирам. Конкретно в этой статье - о том проявлении потустороннего мира в мире земном, которое называется чудом.

Сейчас я попробую описать обычную для нашего современника реакцию к некоему сверхъестественному событию. Первое, что, как правило, испытывает человек - это недоверие. И это нормально и хорошо! Это своего рода защитная реакция. Затем - размышление, цель которого - разобраться, "как же все-таки это случилось". И это замечательно. Нельзя верить слепо всему подряд. А вот дальше человек, как правило, из всего происшедшего делает вывод. Да еще и такой, который может повлиять на его дальнейшие действия и на жизнь вообще. То есть начинает диалог, общение с духовным миром. Чем это может закончиться?

Православная вера учит, что в мире невидимых для нас духов существуют Ангелы Божии и ангелы падшие - бесы. И чем дальше человек от Церкви, которая защищает его своим покровом, научает, наставляет, поддерживает, тем большее влияние на человека способны оказывать падшие духи. В том числе и посредством чудес. Поэтому сначала - о самых распространенных ошибках людей при встрече с чудом. Так сказать, о чудесах вне Православия.

Об экстрасенсах. К нынешнему времени пик "моды" на них уже, пожалуй, прошел, однако и сейчас люди в поисках здоровья или благополучия к ним обращаются. Причем некоторых привлекает то, что некоторые эти современные колдуны притворяются православными христианами: пользуются молитвословами, в храмы ходят. Но ведь они пользуются молитвами как заклинаниями, а в церкви не исповедуются и не причащаются! Они - вне Церкви. Люди получают от них чудесные выздоровления. Потом, когда пройдут годы, может оказаться, что у исцеленного экстрасенсом пациента проявляется заболевание еще более тяжкое, чем было. Но это только полбеды. Побывавший у экстрасенса теряет возможность познания Бога, перекрывает для себя путь в Церковь. Я видел людей, осознавших свою ошибку и пытавшихся ее исправить, воцерковиться. Единицам это удается, через перенесение невыносимых мук и скорбей. У большинства же этих несчастных при приближении к Богу начинает проявляться серьезная психическая ненормальность, вплоть до сумасшествия. Духовная рана, нанесенная бесами через экстрасенсов, начинает вести себя подобно тому, как начинает зловонить застарелый гнойный нарыв при вскрытии. Еще я видел, как такие люди умирают. Это страшно. И все это - плата за легкомысленную погоню за чудом, за чудесным исцелением.

Теперь обращаюсь к любителям толковать сны, свои собственные и чужие. Раз уж мы говорим о чудесах, я, конечно, не буду убеждать вас в том, что пророческих снов не бывает. Бывают. И примеры тому есть в Священном Писании (например, видение во сне Небесной Лестницы праотцем Иаковом, что прообразовало рождение Сына Божия от Пресвятой Богородицы). Не секрет, что мать, горячо любящая своего сына или дочь, чувствует сердцем, когда с детьми случается беда. И это может отразиться на сне. Но все же делать серьезные выводы, а тем более предпринимать какие-либо действия, руководствуясь снами, крайне опасно! Если Господь захочет о чем-то предупредить нас о чем-то важном, то Он сделает это через людей, которые известны как Православные святые, либо иным способом, не допускающим сомнения, что это откровение - от Него. Двусмысленность и неясность недостойны Его величия. Если же вам стало сниться что-то особенное или ваши сны стали сбываться, будьте вдвойне осторожны. Любимое дело падших духов - запутать человека, причем так, чтобы человек был уверен, что с ним все в порядке и никаких падших духов нет.

Разновидностью чуда можно назвать и суеверие. Это сейчас очень распространено. Когда из некоторого происшедшего с ним события человек делает нелогичный вывод и предпринимает соответствующие действия. Перебежала кошка дорогу - туда идти нельзя. Рассыпали соль - жди ссоры. Это что, вам сам Бог такие знамения посылает? В виде черных кошек? Опять же, разве это достойно Его Славы, Любви, Милосердия или пусть даже Суда? Зато оказывается, что в суеверие верить удобно: неудачу можно свалить на кошку, а ссору - на рассыпавшуюся соль… Скажете: но ведь сбывается! Да, сбывается, так же, как сбываются у некоторых людей сны и как получают люди исцеления у экстрасенсов. И еще: мы недооцениваем силу нашей веры. Человек - существо духовное, и, оказывается, от нашей собственной веры многое зависит в нашей жизни.

Но, все-таки, происходят ли в нашей жизни чудеса светлые, в которых проявляется Божие попечение о людях? Происходят, и постоянно, только человеку, далекому от Бога и церковной жизни, их очень трудно заметить: не там ищет. Ведь само попечение Божие о каждом человеке можно назвать чудом, поскольку это суть неоспоримое проявление Мира Небесного в мире земном. Эти чудеса незаметны потому, что они происходят не ради того, чтобы поразить человеческое воображение, а чтобы наставить человека на путь, ведущий в Небесное Царство. Чтобы показать христианину в трудную минуту его жизни, что он не оставлен Богом, чтобы избавить от лишних искушений (испытаний). Об этих чудесах можно сказать так: они добрые и полезные. И чем ближе человек к Богу, чем внимательнее он относится к своей духовной жизни, тем больше таких чудес он наблюдает. Даже привыкает к ним, и это правильно, если при этом не терять благоговения перед Богом. Ведь цель нашей жизни - научиться жить с Богом, в Его присутствии, в близости к Нему. В сущности, Господу сотворить чудо не сложно, и значительно большего удивления достойна милость, внимание, попечение Божие по отношению к непокорному и неблагодарному человеку, чем конкретное чудо. И самый правильный (и радостный) вывод, который может сделать человек: "Господь не оставил меня, Господь заботится обо мне". Даже если результат чуда скорбный и является для человека наказанием.

Есть иного рода чудеса, в которых проявляется промысл Божий о человеческом роде. Это - чудесная целительная сила икон и мощей угодников Божиих, мироточение икон и святых мощей (необъяснимой природы истечение благовонного маслянистого вещества, имеющего силу исцелять болезни), чудотворные святые источники. Количества исцелений, получаемых людьми у таких святынь, нередко исчисляются десятками, если не сотнями. Беда в том, что, избавившись от болезни или иной напасти у святыни, вовсе не обязательно станешь ближе к Богу. А можно даже стать еще дальше от Него. Все зависит от того, как сам человек отнесется к происшедшему с ним. Ведь это исцеление - не как от химической таблетки. Это - результат соприкосновения с личностями из духовного мира: со святыми, с Ангелами, с Богом. Сделает ли человек соответствующие выводы, будет ли в нем хотя бы чувство благодарности? Увы, часто исцеленные испытывают только радость и удивление, не задумываясь всерьез о Боге, их исцелившем. А потом в мирской суете чудо и вовсе забывается. Бывает, что еще начинается и ропот на Бога, если встречаются новые болезни и скорби.

Когда Господь Иисус Христос ходил по Палестине, проповедуя о Царствии Небесном, Он творил множество чудесных исцелений. Но чаще всего исцелял, стараясь не привлекать лишнего внимания, а иным исцеленным даже и запрещал проповедывать о Себе. Правда, все равно за Господом ходили толпы, а в них - множество больных, жаждущих вылечиться чудом (и получавших исцеления). Потом эти же толпы орали у судилища Понтийского Пилата: "Распни, распни Его!"…

Чудо само по себе не может приблизить человека к Богу. Приблизить человека к Богу может только любовь. Были даже святые, которые в земной жизни своей сподобились от Бога дара чудотворения и просили Бога избавить их от этого, чтобы не впадать в лишний соблазн, в гордость, например.

"Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет" - предупреждает Господь.

А христианам подобает познавать Бога и учиться видеть Его промысл в своей жизни через стяжание любви в своем сердце.

8 октября 2002 г.

 

Содержание

 


Copyright © 1999 - 2017 г. Священник Антоний Коваленко