Домашняя страничка священника Антония Коваленко

Содержание

Восточная философия и медитация

 

Упражнять свой интеллект, конечно, нужно. Но способы нужно выбирать не богопротивные. А то можно и с ума незаметно сойти.

"Аще не Господь созиждет град, всуе (зря) трудишася зиждущии. Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий" (зря не спал часовой). (из Псалтыри). Это к тому, что источник знаний, мудрости, способности к рассуждению - всегда Господь.

Вся мировая история (и нынешнее время) свидетельствует о том, что самими сильными и духом и телом были исповедующие Православное христианство. Кто только не шел на нас войной! Когда Православная вера у нас ослабевала - нас побеждали враги. Когда мы вспоминали о Христе и каялись - нас никто не мог одолеть.

А культурное наследие, дарованное миру христианством, и в России, и во всем мире, и в гуманитарных, и в строгих науках - по нравственности и глубине ни с каким иным не сравнится. Зачем нам восточные идеологии? Они не сделают нас ни умней, ни сильней.

О технике медитации, которая используется во многих восточных религиях. И в некоторых направлениях современной медицины, кстати, тоже.

Если не усложнять, то медитация - это принуждение мозга думать о чем-то. Методики различны. Слова типа, что, мол, расслабляющая медитация - это "думание ни о чем", ради того, чтобы мозг отдохнул - ложь, все равно это принуждение мозга на определенный настрой и мысли. Иначе о какой "технике" медитации может идти речь?

Теперь поконкретнее. Мозг в его обычном, "расслабленном" состоянии можно сравнить с постоянно атакуемым хакерами компьютером (уже все в этой технике немного разбираются, поэтому даю именно такое сравнение). Не путать мозг с сердцем - источником чувств! Кстати, компьютер аналогичного сердцу устройства не имеет.

Действительно: мы о чем-то постоянно думаем, и постоянно же находимся под обстрелом помыслов (так называются в богословии спонтанно, не по нашей воле, загорающиеся в нашем сознании мысли). Мысли наши собственные ("рассуждения") могут быть следствием принятия некого помысла, а могут и не быть. Мы все время анализируем: принимать помысл или отвергнуть, не обращая на него внимания, как на уличный шум. Чаще всего помыслы и являются этим мешающим и раздражающим "уличным шумом", и медитация на то и направлена, чтобы научиться этого шума не слышать, дать мозгу возможность работать "без помех". Все техники медитации основаны на принуждении мозга думать о чем-то, абстрагируясь от посторонних мыслей. Действительно, мозгу (как и компьютеру) в таком "настроенном" состоянии существовать намного легче.

НО! Мы живем в мире духовном, то есть среди духов - об-личенных носителей добра или зла. Часто именно они и являются источниками помыслов. Нейтралитета у них не бывает. Медитация - ДУХОВНОЕ делание, ведь нас призывают ПОВЕРИТЬ в воображаемое. И когда мы настраиваем свой мозг в медитации, где диалога с Богом или слов о Нем нет, мы неизбежно уклоняем весь свой организм от Бога. Ведь Бог христианский, Святая Троица, не скрывает себя от людей. А медитативные образы отрывают ум от реальности, а значит, от предстояния перед Богом. Получается, что человек радуется тому, что вообразил сам. Противоположность медитации - трезвомыслие, одна из высочайших христианских добродетелей. Мы должны Бога не воображать, мы должны с Ним говорить. Он ответит - слушайте свое сердце!

Кстати, в Православной молитве все же есть немного похожего на медитацию. Объяснюсь. Редко кто из молящихся искренне говорит с Богом словами молитв преподобных отцов - словами молитв из молитвословов. Чаще всего мы вынуждены принуждать свой ум думать словами православных молитв. Но в Православной молитве молящийся всегда призывается пребывать в реальности ("представлять себе" что-либо строго запрещено!), тогда как в медитации, наоборот, всегда практикуется уход от реальности, погружение в воображаемый мир, представление, самовнушение себе чего-то происходящего с самим собой или с обстановкой вокруг. Кроме того, по высоте нравственности, любви, мудрости, со словами Православных молитв ничто не сравнится.

Православная молитва - это непосредственное обращение к Божественному, светлому, духовному живому миру, и Сам Господь помогает при этом нам настроить свой ум, душу, сердце. Если кто молился по-настоящему (без мыслей "ну когда же эта молитва закончится"), тот знает, какая тишина в уме и мир в душе бывает по окончании молитвы.

Интересно, что в молитвах часто содержится просьба к Господу "избавить от помышлений суетных".

Есть одно известное исследование. Ученые регистрировали мозговые импульсы простого Православного священника в обычном состоянии и в состоянии молитвы. Итог: среди техник отдыха для мозга Православная молитва аналогов не имеет. И при этом молящийся находится в нормальном, трезвомыслящем и дееспособном состоянии.

Содержание

 


Copyright © 1999 - 2017 г. Священник Антоний Коваленко