Домашняя страничка священника Антония Коваленко

Содержание

Патриотизм и национализм

 

Слишком важно вовремя понять разницу.

От того, на какой идеологической основе будут воспитаны люди, зависит судьба страны. Патриотизм ведет к возрождению, национализм - к краху, пусть и нескорому. Но сначала лучше определиться с вопросом терминологическим.

ПАТРИОТИЗМ:

1. Патриотизм (от греческого) - любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. (БСЭ)

2. Патриотизм, любовь к отечеству, вытекающая из сознания солидарности интересов граждан данного государства или членов данной нации. Чувства привязанности к родине и родному народу, проникнутые просвещенным пониманием умственных и нравственных потребностей народа, являются основой культурной общественной жизни; но те же чувства, пропитанные темными предрассудками и враждою к другим народам, вырождаются в узкий национализм и деморализующий шовинизм. (Брокгауз)

НАЦИОНАЛИЗМ:

1. Национализм - буржуазная и мелкобуржуазная идеология и политика, а также психология в национальном вопросе. Н. трактует нацию как высшую внеисторическую и надклассовую форму общественного единства, как гармония, целое с тождественными основными интересами всех составляющих её социальных слоев. При этом за общенациональные интересы выдаются устремления класса или социальной группы, выступающих в данных конкретно-исторических условиях носителем и проводником националистической идеологии и политики буржуазии, мелкой буржуазии. Для Н. характерны идеи национального превосходства и национальной исключительности, получающие большее или меньшее развитие в зависимости от исторической обстановки, от взаимоотношений данной нации с другими. (БСЭ)

2. Идеалом национальной политики признается политическое и социальное равенство всех граждан без различия национальности и право каждой национальности на культурное самоопределение, то есть на устройство своего быта в области религиозной, образования и тому подобно сообразно с требованиями своего нац. сознания. Фактически содержание внутренней истории разноплеменных европейских государств в XIX в. заключается в стремлении более сильных Н. к политическому социальному порабощению слабых Н., к ассимилированию (германизация славян, русификация поляков, латышей, евреев и др.) господствующею национальностью других народностей. (Брокгауз)

Вот мое мнение по поводу патриотизма и национализма, необходимости первого и опасности второго.

Россия - одна из немногих стран на Земле, избранных Богом для хранения Православной веры. Политика, экономика, культура нашей страны (до сравнительно недавнего времени) формировалась в среде Православия.

Так уж, видно, получилось, что у славянской (не только у русской) души есть такие особенности, благодаря которым Православная вера принимается такой душой с особенной силой. Естественно, не без исключений с обоих сторон: и русский может быть безбожником, и человек любой другой нации на земле может исповедывать Православную веру. Но все-таки в последние века это скорее исключения. Недаром Православная вера в России стала считаться почти национальной особенностью. И вот где ошибка.

Православие в России нужно воспринимать не как национальную особенность (бить себя в грудь: "МЫ - ПРАВОСЛАВНЫЕ!"), а как бесценный Дар, доверенный нам Богом, чтобы мы сохранили Его ради любого жителя Земного шара, желающего эту веру познать.

В современной России без покаяния этого сделать невозможно.

Если пожелаем сохранить Православие, Россия останется Россией. Если нет, останется только название и история, но страна станет подобной любой другой европейской стране.

Кстати, массовые отступления от веры в России всегда заканчивались трагедиями для страны. Трагедии приводили людей к покаянию, к Церкви, и тогда снова поднималась сила Православного духа русских, и тогда мы одерживали победы.

Сейчас не так. Одни просто не собираются думать о связи между происходящим в стране и отступлением от веры, другие называют себя Русскими-Православными и думают, что почти все основы веры уже постигли.

И то, и другое к покаянию отношения не имеет, и те, и другие в церковную жизнь включаться не хотят.

С чего начинается покаяние? Со страха, с настоящего страха за вечную судьбу своей души из-за непонятных, невыстроенных отношений с Богом. С такого страха, из-за которого человек бросает все и бежит за книжкой или к священнику с вопросом: "Как мне жить дальше? Я понял, что не так живу!" А не с заявления: "Я - Русский, я - Православный!"

 

"Начало премудрости - страх Господень".

Боюсь, что если в России начнется возрождение культурных традиций (богатейших!), то лозунг "Я - Русский, я - Православный!" будет на одном из первых мест. Называть гордо себя Православными и при этом, даже не заметив того, ими не являться - вовсе не сложно. Горе, если Россия пойдет именно по этому пути. В таком состоянии пребывали иудеи, распиная Христа.

Упоминать Имя Божие - еще не значит веровать в Него. Более того, упоминание имени Бога случайно и не к месту, неосознанно (всуе) - грех. Соображали бы, Имя Кого упоминаем, никогда бы так не делали.

И верить, что Бог существует, еще не значит - веровать в Него. Сейчас утверждающих, что Бога вообще нет, не так уж много осталось. Но слишком мало желающих всерьез узнать, какой Бог есть, и слишком мало желающих жить ради Него. А именно это и называется "веровать".

Любовь к отечеству, к нашим предкам, которые прославили Русскую державу - увы, теряется... Многие ли из нас знают хотя бы СВОИХ предков? Ведь у каждого человека есть поколения, жившие в дореволюционной Руси, и есть люди, предки которых пострадали во время революционных гонений. Как бы наши старшие поколения ни жили - надо знать о них! Знать о том, чем они жили, во что и почему верили, и т.п. С лучших - брать пример; ошибок - не повторять, а стараться загладить своей собственной жизнью. В этом и проявится любовь к отцам, и, через это, к Отечеству. В таком отношении к Родине будет присутствовать начало личной жертвенности, а, значит, и патриотизма.

Содержание

 


Copyright © 1999 - 2017 г. Священник Антоний Коваленко