Домашняя страничка священника Антония Коваленко

Содержание

Семья









Было бы слишком просто указать в двух словах золотую середину в отношениях между мужем и женой. Но это невозможно. У каждой семьи свой путь поиска гармонии между мужем, женой и детьми, бабушками и дедушками. И внутрисемейные отношения свои. На этот поиск, на познание друг друга и Бога вам дана вся земная жизнь. И дай Бог, чтобы этот процесс познания друг друга вам не наскучил (он бесконечный, каждый человек глубок, и все люди разные).

Но, конечно же, есть в Евангелии ориентиры, как правильно должны выстраиваться отношения в семье. Приведу слова Апостолов Павла и Петра.

(Ап. Павел, Еф.5):

22 Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, 23 потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. 24 Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.

25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, 26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; 27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. 28 Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. 29 Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, 30 потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. 31 Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. 32 Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. 33 Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.

Гл.6:

1 Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. 2 Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: 3 да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. 4 И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.

(Кол 3):

18 Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. 19 Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы. 20 Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. 21 Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали.

Слова Апостола Петра (1 Пет 3):

1 Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, 2 когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. 3 Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, 4 но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. 5 Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. 6 Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы - дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха.

7 Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах.

Эти слова должны знать и муж, и жена, и дети (в сознательном возрасте, конечно).

 

Брак и венчание

В "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви" написано об УВАЖИТЕЛЬНОМ отношении Церкви и к нецерковному браку, если супруги хранят верность друг к другу.

Что же касается Таинства Венчания, то какой смысл совершать всякое Церковное Таинство (в том числе и это) над людьми, живущими вне Церкви? Если человек не имеет соответствующего духовного опыта, то совершение Таинства может быть просто опасным. Ведь всякое Таинство приближает человека к Богу. А если нет желания быть ближе к Богу?

Если же такое желание есть, то начинать нужно не с Венчания, а с Исповеди, и так постепенно врастать в Церковный организм, набираясь духовного опыта. И только затем - ответственнейшее Таинство Венчания, через которое создается Православная семья, малая церковь, по образу Церкви Христовой (о устройстве которой у вас тогда уже будет представление, будет опыт жизни в Ней, будет и опыт борьбы с искушениями). Тогда, как Церковь Христову, так и вашу семью ничто не сможет разрушить.

Невенчаных супругов причащают. Но они должны осознавать, что невенчанный брак в Церкви - все-таки, ненормальное состояние, причина которого - грех.

Меня спрашивали о духовном смысле венчального рушника. В Церкви, без сомнения, все устроено премудростью Божией, и нет абсолютно ничего бессмысленного. Но наши славянские предки, при всей своей любви к Православию, примешивали к истинному (простому и красивому) смыслу обрядов и языческую, слишком витиеватую, окраску. А традиционное, Православное, толкование смысла белого рушника - чистота жениха и невесты, вступающих в брак. Потом рушник (обычно) украшал красный угол дома, где полагались и венчальные иконы.

 

Семья - это крест

Не забывайте, что семья - это один из двух спасительных КРЕСТОВ, ведущих в Небесное Царство. И нужно иметь готовность его (крест) нести. До брака молодые чаще делят друг с другом общие радости. А надо быть готовым нести общий крест, то есть общие трудности. "Друг друга тяготы носите, и тако исполните Закон Христов".

В брачной жизни (как и в монастырской, только в монастыре еще в большей степени) Христос воспитывает в нас любовь КРЕСТНУЮ, настоящую. Приходится забывать про свои прихоти и амбиции ради супруга, детей, Христа.

Взаимоотношения в семье нужно строить не по схеме "начальник-подчиненный", а по любви. Понятно, что "жена да убоится мужа, а муж да любит жену". Но если каждый супруг будет только заставлять второго делать то, что тот "должен", ничего хорошего не выйдет. Каждый из супругов должен САМ исполнять в семье ту роль, которая ему Богом определена. Нести крест, Богом данный. Исполняя роль семьянина, служить этим - Богу.

Как это ни странно, но семья и все ее члены должны быть на ВТОРОМ месте в душе христианина, на ПЕРВОМ - служение Богу. Только в этом случае, не удивляйтесь, в семье возможна любовь и гармония во Христе (и победа над всеми житейскими бурями), даже если среди членов семьи людей верующих - только один человек (только тогда ему будет вдвойне, втройне тяжело).

Все члены семьи по характеру разные. Разные интересы, способности, темперамент, возраст. Только крестная любовь (пусть даже не всех, а хотя бы одного члена семьи), способна объединить так близко (в идеале - во единое целое) разных людей.

Помните, что настоящая любовь не ревнует, не требует внимания к себе, а наоборот, отдает свое - внимание, время, жертвует собой. Трудно. Потому и крест. Несите ради Христа - каждый из супругов. Не пугайтесь: он вполне подъемный, лишь бы не отрываться от Церкви с Таинствами, дающими силу на крестоношение.

Очень советую почитать книги Н.Е. Пестова о христианском воспитании детей. Например, "Жизнь для вечности", собственно "Христианское воспитание детей". Он не теоретик (как некоторые современные авторы, пишущие на эту тему), а самый что ни на есть практик. Еще книгу его дочери, Н.Н. Соколовой "Под кровом Всевышнего". Это - автобиографическая повесть о быте семьи замечательного священника. ВСЕМ СОВЕТУЮ!

Исповедуйтесь и причащайтесь как можно чаще - это ни с чем не сравнимый источник сил для верующего!

Женам: мудрая жена относится к своему мужу, как к еще одному ребенку...

Берегите свои семьи во что бы то ни стало!

 

Старшее поколение родителей

Постепенно ваши родители должны понять, что у вас - СВОЯ семья, благословленная Богом ради рождения и воспитания детей. Семья со своим укладом, традициями, которые будут формироваться долго и непросто. Семья, непохожая ни на семью жены, ни на семью мужа. Кстати, и вам самим с этим придется смириться, и это тоже непросто.

Молодым нужно иметь такт и любовь по отношению к родителям, пусть они и неверующие. В старшем по отношению к современному поколении почти все выросли вне веры, и это нужно понять и нужно уметь снисходить к этому. Только так можно постепенно привести к вере и своих родителей.

На первых порах без помощи родителей вы не обойдетесь, не отказывайтесь от нее по гордости.

Помните, вы ведь всегда будете для своих собственных родителей детьми! УМЕЙТЕ БЫТЬ ДЕТЬМИ! Иначе вы не поймете и Бога. Благословение родителей (или просто мирные отношения с ними) - это крепкий камешек в фундаменте молодой семьи. Без фундамента хлипко все. А самим фундаментом должна быть вера.

 

Присутствие мужа при родах

Я считаю, что, поскольку, рожает все-таки женщина, а не мужчина (простите), то ей и принадлежит преимущественное право решать, присутствовать ли мужу при родах (или даже принимать их) или нет. Но согласие должно быть, понятно, обоюдным. Все зависит от сложившихся внутрисемейных отношений. Само собой, принимать решение о принятии мужем родов надо заранее, чтобы тому пройти соответствующую медицинскую подготовку.

Традиционно роды принимали опытные женщины, а потом приглашали мужа к уже родившей супруге и ребенку.

Принятие родов мужем - это, конечно, новые традиции, и я считаю, что оправдать их может только необходимость. Например, беспредел во многих наших роддомах и зашкаливающие цены за роды в роддомах приличных.

Случается, что проще найти хорошего акушера и договориться с ним о домашних родах и на всякий случай мужу пройти элементарную подготовку по принятию родов. Но то, что "вести" беременность должен ХОРОШИЙ врач - это факт.

У меня есть знакомая православная семья, где муж дважды принимал роды сам, один раз жена рожала в роддоме. Трое замечательных детишек растут.

 

Воспитание детей в семье и вне семьи

Самое главное для семейных - это созидать свою домашнюю малую церковь, православную семью. Пусть она станет тихим пристанищем для ребенка, где любят и всегда поймут. Это поможет и ребенку и родителям разобраться в сложных духовных проблемах и преодолеть все искушения.

В Православных гимназиях, куда верующие родители часто мечтают отправить своих детей, далеко не все так просто. Там свои искушения. В духовном отношении некоторые из них даже более опасны, чем те, что встречаются в мирских школах. В какую школу идти ребенку - должен определять духовный опыт и духовная зрелость ребенка.

Создание православной семьи (и создание духовной школы, кстати) невозможно без ГЛУБОКОЙ ВОЦЕРКОВЛЕННОСТИ СТАРШИХ. К Богу не подталкивают, к Богу можно только привести за собой. А отсутствие духовного опыта у современного церковного общества в сочетании с амбициями на учительство - беда нынешней Церкви.

Что делать в данной конкретной ситуации и сейчас? Созидать семью во Христе, в теснейшем единении с Церковью, ее Таинствами. Учиться прощать друг друга.

Хранить семью во что бы то ни стало - обязанность ВСЕХ членов семьи.

 

Наказание детей за грехи родителей

Причина всякой болезни - грех. Причем под грехом нужно понимать не только конкретный совершенный поступок, но и вообще греховную настроенность, болезнь, тягу к совершению злого.

Бог не прокурор. Вовсе не значит, что за каждый грех последует наказание или болезнь. Наказания и болезни - это не кары, а средства для воспитания и исцеления души. "Наказание" и "указание" - однокоренные слова. Отсюда можно понять, что болезнь ребенка - это частичка жизненного пути, воспитания во Христе и больного ребенка (особенно если он в сознательном возрасте), и его окружающих, родителей, других детей. В этом смысле болезни посылаются детям и за грехи родителей, даже независимо от возраста детей.

 

Детская исповедь

По церковной традиции детям до 7-ми лет перед Причастием исповедываться необязательно. Это не значит, что дети безгрешны. Просто считается, что к 7-ми годам ребенок должен быть подготовлен к тому, чтобы осознавать и отвечать за совершенное им зло перед Богом. А для этого заранее, в свое время, должен быть приучен просить прощения у тех ближних, кому сделал плохо и знать, почему и у Бога нужно просить прощения. Маленьким детям это можно объяснить, например, так: Господь очень любит нас всех, как своих детей, и Ему очень больно смотреть, как мы причиняем зло друг другу.

Осознание детьми грехов, совершенных ими непосредственно против Бога - следующая ступенька духовного пути, это обычно приходит намного позже.

Подготовка ребенка к первой исповеди - это не десять минут перед исповедным аналоем и даже не один вечер накануне, а несколько лет воспитания. Понимать необходимость исповеди ребенок должен сам, сам должен иметь и желание исповедываться.

Если родители сами не имеют серьезного опыта исповеди, то вряд ли они смогут правильно подготовить к исповеди своих детей.

 

Содержание

 


Copyright © 1999 - 2017 г. Священник Антоний Коваленко