Домашняя страничка священника Антония Коваленко

Содержание

Одиночество: в поисках любви

 

Про одиночество имеет смысл рассуждать, потому что это состояние, которое способно чрезвычайно сильно повлиять на психику человека, изменить все мировосприятие, и подчас в пагубную (и предельно пагубную) сторону. Не хорошо быть человеку одному (Быт. 2, 18) — относящаяся к Адаму мысль Господа перед созданием второго человека, Евы.

Настоящее одиночество — чрезвычайно серьезное испытание. Предельное страдание от одиночества перенес Сам Господь в ночь пленения в Гефсиманском саду. Страшное напряжение души Христа привело к тому, что у Него по щекам тек кровавый пот...

А будучи распят на Кресте, Христос воскликнул: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мф. 27, 46). Но это самая тяжелая форма одиночества — состояние оставленности Богом.

Состояние оставленности людьми или дорогим человеком — более легкие варианты одиночества, но и они способны привести к очень сильным переживаниям, вплоть до отчаяния.

Люди разного склада характера по-разному чувствуют одиночество. Есть люди самодостаточные, которым не нужно никакого окружения и общения, им хорошо наедине с самими собой. Это могут быть как эгоисты, так и отшельники. Эгоистам одиночество нужно, потому что они не хотят любить, то есть жертвовать чем-то своим ради кого-то. Отшельники, наоборот, ощущают в самих себе недостаток любви по отношению к другим людям и временно покидают общество, чтобы научиться жертвенности через добровольное перенесение испытаний наедине с Учителем и Источником любви — Богом.

Если одиночество уже свершилось как факт — остается только вопрос: как его пережить? Одиночество далеко не всегда зависит от окружающей обстановки. Это состояние души, а не окружения. Обстановка может спровоцировать, но одиночество приходит само — среди людей, которые тебя не понимают. В сущности, что бросили тебя, что забыли, что не поняли — все сводится к одному: человеку кажется, что не с кем поделиться чем-то дорогим и сокровенным и некому тебя понять и пожалеть. Страдание от недостатка любви по отношению к самому себе. В духовном отношении это вторая ступенька Заповедей блаженств — Блаженны плачущие (Мф. 5, 4) — страдающие от недостатка любви. Взрослые ведь тоже бывают как дети, которые хотят, чтобы их приласкали, пожалели в трудную минуту.

В таком состоянии важно найти правильный ориентир: нужно искать любовь там, где она действительно есть. Хорошо, если человек в этот момент обратится со своей печалью к Богу — Источнику любви. Сам-то Бог ненавязчив: насильно мил не будешь... А в поисках человеческой любви нельзя требовать от людей невозможного. Эта ошибка часто и приводит к трагедиям. Люди так уж устроены, что лучики любви в них то ярче, то тише, то загораются, то гаснут. Грех заглушает в нас любовь. Но при этом нельзя относиться ко всему человечеству с презрением.

Вообще, вне духовного плана все рассуждения о человеке и человечестве — тупиковая философия, приводящая к куче нерешенных вопросов.

Взаимоотношения человека и Бога различные религиозные конфессии представляют себе по-разному. Это — важно. Это — самое главное различие религий. Хотя в вопросах общечеловеческой нравственности у разных вероисповеданий может быть много общего. Но на вопрос о посмертной судьбе человека (главный вопрос любой религии) влияет именно то, каким видит Бога эта религия. Вариантов много. Разные религии представляют Бога и грозным тираном, и судьей, следящим за абсолютной справедливостью происходящего, и недоступным людям безликим вселенским божеством — космической энергией, и абсолютно доступным домашним божком, с которым нужно только суметь договориться.

Православие видит в Боге, прежде всего, любящего Отца. А людей — детьми большой Небесной Семьи — Царства. Да, Бог православных христиан — и судья, и мздовоздаятель, и наполняющий Вселенную Творец мироздания. И одновременно Он абсолютно доступен, потому что главное в Нем, что Он — Любовь.

Вы можете быть одиноким с тираном, с судьей; для вашего диалога недоступна вселенская энергия (раз она лишь безликая сила); вам будет одиноко при магазинных взаимоотношениях с домашним божком (вы ему — жертву, он вам — благополучие). Но с Любовью вы не будете одиноки никогда. Да, в Православии вам не пообещают ни благополучия, ни власти, ни славы. Но там вы найдете иное счастье — детскую радость быть любимым. Причем вы не рискуете эту радость потерять и остаться одинокими: Бог всегда рядом, и в земной жизни, и в посмертной, вечной. Для ощущения этой радости от вас потребуется только взаимность.

Почему люди не находят этой радости? Потому что не хотят быть взаимными в любви. Именно не хотят, а не не умеют. Осознание этого неумения приводит к покаянию (желанию научиться любить), и Бог принимает и утешает кающегося, дает ему силы на самопожертвование. Без самопожертвования любви не бывает. Именно нежелание жертвовать собой ставит препятствие к любви. Бог христиан жертвует Собой ради людей самым предельным образом — это знает всякий, кто прочитал Евангелие.

Одиночество человека в мире возможно. Даже неизбежно. Это вообще один из этапов духовного роста. Чем мы старше, тем больше мы понимаем эту горькую истину, причина которой — нехватка любви в людях (напомню, называется это — грех). Нехватки любви у Бога быть не может. Поэтому в духовном мире (по крайней мере, в мире Православной веры) одиночества нет. Может быть лишь временная разлука, чаще всего по нашей вине. Помните? — «Любовь никогда не бывает без грусти, но это приятней, чем грусть без любви».


Данная статья вошла в сборник "Под стеклянным куполом одиночества". Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012 год.

Содержание

 


Copyright © 1999 - 2017 г. Священник Антоний Коваленко