Домашняя страничка священника Антония Коваленко

Содержание

Государственная власть

 

Очень затрудняюсь оценивать нынешнее положение в стране и отношения между Церковью и властью. Но все же попробую.

Государство не обязано помогать Православной Церкви, оно от Церкви у нас отделено. Кто его обязал, кто ему (государству) дал указ, что содействовать Православной Церкви - обязательно?

Но есть одна инстанция выше любого государства. Это - Бог. Если сам правитель - верующий, то он осознает, что выше его земного государства есть еще Небесное Царство, что он сам - подчиненный, ответственный перед Богом за свою державу. Тогда он будет стараться сделать все, чтобы помочь своим подчиненным стать гражданами и Царства Небесного. Ибо знает, что происходит в противоположном случае. Впервые в истории христианства так было при царе Константине Великом. Так было и на Руси. Иногда - благодаря вере царя, иногда - просто по инерции, ибо ярых гонителей веры на Руси до Ленина не было.

Кстати, эти слова об отношениях "правитель-подчиненный" можно отнести к любому уровню правительства: президенту, мэру, директору школы, родителям в семье.

Сейчас - другая инерция: безбожия, безразличия к вере, духовной всеядности, недоверия к религии. Церковь и государство, Церковь и система образования сосуществуют и не во вражде, и не в мире. В разных районах страны отношения между Церковью и властями тоже сильно разнятся.

Полагаю, не сильно ошибусь, если охарактеризую происходящее ныне в стране словами "смутное время". Собственно, это состояние не только страны, но и нынешнего церковного общества (не путать с Церковью), и еще наших душ, каждой поодиночке.

Мы потеряли корни. Поэтому нам так трудно и расти, и просто устоять. Будет корнем Православная вера - выживем, восстанем из пепла, как это происходило со страной всегда. Потому что тогда восстание это будет совершаться не только и не столько силами человеческими, но Духом Божиим, который вечен и всесилен. Если нет - то будет агония и американизация.

Любителям ругать правительство напомню слова римского императора Августа: "каждый народ имеет такую власть, которую он заслужил".

Ну, какого правителя нам сейчас? Царя? Но в ЦАРСТВЕ отношение гражданина к царю - это отношение сына к отцу, это почтение и любовь. Вспомните ласковое "царь-батюшка"! Это не лицемерие! Когда царь болел или умирал, люди плакали! И так же плакали люди, сохранившие старое воспитание, когда умирали советские правители. Но мы уже воспитаны не так. Даже православные с трудом понимают, что такое ОТЕЦ (и земной, и Небесный - Бог). А что говорить об остальных, привыкших хаять вообще всякое начальство и власть.

Сталина нам? Чтобы запугать и навести порядок? Попробуйте нынешних обезсилевших и ленивых людей заставить работать. Тех, кто хочет не работать, а только зарабатывать. Да они скажут - лучше стреляйте, работать мы не можем, сил у нас нет.

Президента, открыто во всеуслышание исповедующего Православие? Чтобы храмы наполнились лицемерами, желающими угодить властям? Такое уже было, не надо больше.

Вот и идем параллельными путями - Церковь, население страны и власть. Бог Россию Своим Промыслом не оставил.

Начинать восстановление страны нужно с себя. Я не раз наблюдал, как активная духовная жизнь в каком-то церковном приходе приводила к восстановлению отношений с властями, восстановлению общественного порядка, восстановлению хозяйственной деятельности. Там не пытались воспитывать власть или заигрывать с ней, а больше молились, совершали Литургию. И Сам Господь восстанавливал, исправлял, казалось бы, безнадежную ситуацию.

Мы должны сами измениться и заслужить власть, которая сможет продуктивно управлять нами. Совершится ли такое в масштабе страны - я не знаю. Господь ведь говорил: "Не о всем мире молю..."

Чтобы разобраться, как относиться к власти, надо сначала разобраться в личных отношениях с Богом. Мы ведь лично перед Богом отвечаем за свои дела, и за отношения с властью тоже. А это вопрос сокровенной духовной жизни, связанный с Таинством Исповеди.

Меня, например, не сильно занимают мои отношения с Президентом и его окружением. Никого из них я ведь близко не знаю, да и, скорее всего, не узнаю. Мое место - не там. Поэтому я просто молюсь за него, за страну, за Церковь. А за отношения с теми власть имущими, с которыми мне Бог определил общаться, я стараюсь перед Богом ответить. И верю и надеюсь, что если Бог столкнет меня с высшими властями, то даст силы и разум творить и там Его волю.

Христианское отношение к властям - безусловное подчинение, но вплоть до того момента, когда подчинение воле властей становится выходом из подчинения Богу (грехом). Тогда христианин обязан НЕ подчиниться власти, чтобы не предать Бога. Так Апостол говорил власть имущим, запрещавшим проповедь о Христе: "судите сами, достойно ли перед лицом Бога послушать вас более, нежели Бога". Такая ситуация - уже исповедничество, и в иные исторические времена оно заканчивалось мученичеством. Сейчас в большинстве случаев вполне возможно служить Богу и людям, не вступая в конфликт с властями.

Даже если требования власти хоть и мучительно трудны, но выполнение их грехом против Бога не является, то это - наш крест, и его нужно нести. "Кесарево - кесарю, Божие - Богу".

Содержание

 


Copyright © 1999 - 2017 г. Священник Антоний Коваленко