Домашняя страничка священника Антония Коваленко

Содержание

Воинственность Православия

 

Справедливо ли считать Православное христианство миролюбивой религией? И да, и нет.

Если речь идет о ваших личных врагах, то: "если кто ударил тебя в левую щеку, подставь ему и правую". Если отвечать злом на зло, причиненное вам лично, зла меньше не станет. Но если речь идет о защите того, что дорого и свято - своих друзей и родных, своей страны, своей веры, то: "нет большей любви, как если кто положит душу (жизнь) свою за други своя". И известно, что воины из православных христиан были лучшими воинами, которых знала история. Из наиболее известных - греческий император Константин Великий, сорок мучеников Cевастийских, равноапостольный великий князь Владимир Киевский, Илья Муромский (это реальный историческое лицо, святой, его мощи почивают в Киево-Печерской Лавре), князь Александр Невский, Александр Суворов, Дмитрий Ушаков.

Неоднократно в месяцеслове поминаются сотни и тысячи (!) воинов, закончившие жизнь мученичеством за Христа.

Во времена Великой Отечественной Войны бывало, что и священники воевали с оружием в руках, когда наступала критическая необходимость. И поднимали упавший дух воинства. Получали боевые награды.

Известно, что святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских (Николай Угодник) на Первом Вселенском Соборе съездил по физиономии хулившему Бога ересиарху священнику Арию. Но метод физического воздействия должен быть крайним, когда иные методы бесполезны. И такое воздействие должно быть вызвано не личной раздражительностью (которая есть проявление слабости), а ревностью о вере и справедливости.

Вообще, жаль, что маловато в наших Православных приходах ВОИНОВ. Оттого иноверцы лезут к нам и не боятся.

Христиан вообще называют "воинами христовыми". Это словосочетание применимо не только по отношению к тем верующим, которые посвятили свою жизнь военной службе, но и к людям, не имеющим к армии никакого отношения. Получается, христианство - весьма воинственная религия?

Вспомните, с чего начинается церковная жизнь христианина. С Таинства Крещения. И в чинопоследовании этого Таинства есть такой момент, когда священник предлагает крещаемому (или воспреемникам, если крещаемый - младенец), вначале трижды отречься от сатаны, а потом еще и дунуть и плюнуть на него. Удивительно, как после этого все присутствующие остаются в живых. Еще удивительнее, что, как правило, этому поразительному факту никто не удивляется. Никто не замечает могущественную силу благодати Божией, защищающую нас от духов злобы.

После совершения Таинства Крещения отступать назад уже нельзя. Не выйдет. Вы объявили войну, причем не человеку и не государству, а самому сатане. И вашего плевка он не забудет. Единственная ваша защита и упование отныне - только Христос. Не даром сразу после чина отречения священник предлагает сочетаться Христу: "Сочетаваеши ли ся Христу?" - "Сочетаваюся", должен отвечать крещаемый. И будет правильно назвать христианство САМОЙ воинственной религией.

Господь не отдает нас на растерзание духам злобы. Но после Крещения человек должен начать борьбу со злом, которое, оказывается, есть в нем самом и способно изливаться наружу. А для того, чтобы выявить наши духовные болезни, Господь допускает нам искушения (испытания). Если вас никогда не раздражать, то вы и не узнаете, что вы - раздражительны. Если все ваши окружающие живут не лучше, чем вы, то вы никогда не узнаете, что вы - завистливы. И так далее. Дай Бог, чтобы человек успел до конца своей жизни избавиться от таких "внутренних" врагов. Это действительно враги, ведь они лишают мира вас и ваших ближних, мешают любить друг друга, позволяют и бесам действовать на нас. Куда уж там до внешних врагов…

Но если человек приобрел немалый опыт в духовной войне, то этот опыт окажет неоценимую услугу в борьбе с врагами внешними. Опыт духовной войны всегда выручал православных в деле защиты Отечества.

Вот малая часть сонма Православных святых воинов:

  • Александр Невский
  • Феодор Тирон
  • Евстафий Плакида
  • Феодор Стратилат
  • Илья Муромский
  • Федор Ушаков
  • 40 Севастийских мучеников
  • князья Борис и Глеб
  • князь Константин (равноапостольный)
  • князь Владимир (равноапостольный)

Есть дни в году, когда Церковь вспоминает о сотнях и тысячах (!) воинов, закончивших свою жизнь мученичеством за Христа.

Во времена Великой Отечественной Войны и священники воевали и с оружием в руках, когда наступала критическая необходимость. И поднимали упавший дух воинства. Получали боевые награды.

Содержание

 


Copyright © 1999 - 2017 г. Священник Антоний Коваленко